Закупаем прессованную ПЭТ бут. микс Цена: 35 руб/кг без НДС на объем от 1 еврофуры Безналичный расчет. Тел. 8 (950) 200-55-18
Шпагат мелкой расфасовки: Шпагат 2,2 (400 м) вес катушки 1 кг - 145 руб/шт без НДС
Шпагат 2,2 (240 м) вес катушки 0,6 кг - 90 руб/шт без НДС
 

Каталог продукции

Наш адрес

Свердловская обл., г. Краснотурьинск,

ул. Фрунзе, 79

Заявки принимаются на E-mail: langust66@mail.ru

 

Телефоны для заявок

8 (950) 200-55-18

8 (919) 377-99-90

 

Прирастаем сибирским мусором?..
Автор: Анатолий ГУЩИН   
26.12.2007 00:00

Вот уже более года краснотурьинское предприятие по переработке отходов ООО «ПП «Лангуст» завозит для своего производства вторсырьё из других городов, в то время как местные отходы идут на выброс.

Втакую парадоксальную ситуацию «Лангуст» попал по воле местной прокуратуры, которая запретила ему собирать на территории городского округа бытовые отходы, в частности, пластиковую тару и так называемые ПЭТ-бутылки. Словом, полимерное вторсырьё, переработкой которого предприятие как раз и занимается.

«Лангуст» - одно из первых на Урале предприятий такого профиля. Не так давно оно отметило своё десятилетие. Руководит им краснотурьинский предприниматель Сергей Тинигин. Свой трудовой путь он начинал моряком на Дальнем Востоке, но в начале девяностых вернулся в родной город. В 1997-м создал коммерческую структуру. В настоящее время «Лангуст» - это три производственных цеха, в которых перерабатывается полторы тысячи тонн пластика в год. В 2008-м намечается пуск ещё одной новой линии. И тогда переработка возрастёт до четырёх тысяч тонн. Но могут возрасти и проблемы. Сырья потребуется еще больше. Где его взять? Рыскать в поисках по стране и области? А в самом Краснотурьинске не замечать даже то, что валяется под ногами?

Год назад Тинигин решил организовать в городе приём пластиковых бутылок от населения. Открыл два приёмных пункта. И люди пошли. Некоторые целыми машинами начали привозить. Одни собирали пустую тару на свалках, другие - прямо в городе. Казалось бы, благое дело. Однако местная прокуратура усмотрела в этом незаконное предпринимательство. Чтобы собирать, а затем хранить ТБО - твёрдые бытовые отходы, требуется лицензия. А у «Лангуста» её не оказалось. Нет, на само производство, то есть на переработку, разрешение есть, а вот на сбор, приём и хранение - нет. В итоге прокуратура вынесла постановление: запретить «Лангусту» сбор, транспортировку и хранение отходов. И оштрафовала на сорок тысяч рублей. При этом предупредила: если подобное повторится, то наказание будет гораздо строже. Вплоть до передачи материалов в суд с целью закрытия производства.

- Теперь вот закупаем сырьё даже в Сибири. Так сказать, прирастаем сибирским мусором, - шутит Сергей. - А куда деваться? Получить же необходимую лицензию пока не удаётся. Дело это оказалось хлопотное и дорого-стоящее. Вот уже год решаем этот вопрос, а конца не видно. И это при том, что даже сам глава городского округа В. Михель помогает. И кому пожаловаться? Тому же прокурору?

Тут, пожалуй, необходимо сделать пояснение. Раньше подобные предприятия получали право на свою деятельность после прохождения специальной экологической экспертизы. И этого было достаточно. У «Лангуста» разрешение такой экспертизы есть. Но сейчас требуется лицензия. Причем на все виды деятельности. Таковы требования ко всем. Так что у прокуратуры в этом смысле работы впереди - непочатый край. Потому что лицензий на право обращения с отходами сегодня нет у большинства.
Тинигин не склонен думать, что таким образом кто-то хочет вытеснить его с рынка. Хотя удивлён, что «Лангуст» попал в поле зрения прокуратуры, а другие аналогичные предприятия - нет.

- Обидно, конечно, - говорит он, - что на одних закон распространяется, а на других - нет. Стоило лишь инициативу проявить, как тут же дали по рукам!

В самом деле. По данным министерства природных ресурсов, в Краснотурьинске есть немало предприятий, которые не имеют лицензий. И в соседних городах точно такая же картина. Взять, например, свалки. В целом по области более 80 процентов из них действуют незаконно. Это официальные данные. Однако тут прокуратура почему-то бездействует. Выходит, не все перед законом равны? На кого-то смотрят сквозь пальцы?

Старший помощник прокурора города Краснотурьинска Елена Аничкина ситуацию прокомментировала кратко: «Лангуст» - одна из крупных в городе организаций, занимающихся переработкой отходов. Иметь лицензию она обязана. Прокуратура и дальше будет следить, чтобы на этом предприятии соблюдалось законодательство и были в порядке все документы».
А на других?

Дойдет очередь и до других, пообещала строгим голосом сотрудница прокуратуры.

Выходит, «Лангуст» просто попал под руку? Привлек внимание как самый заметный? Возможно. И в то же время трудно согласиться, что такое решение на пользу городу. Наказывать - не помогать. Тут большого ума не надо. Но можно ли одними наказаниями решить проблему? Тем более задача на данном этапе органами государственной власти ставится совсем другая. Губернатор Э. Россель объявил 2008-й Годом чистоты. Буквально два месяца назад правительство Свердловской области приняло постановление, в котором рекомендует: «Органам муниципальных образований рассмотреть возможность предоставления льгот для организаций, занимающихся сбором, сортировкой и переработкой отходов».

Министр природных ресурсов Свердловской области К. Крючков направил недавно в Москву председателю комитета по экологии Государственной Думы В. Грачеву свои предложения к парламентским слушаниям на эту же тему. В них тоже говорится, что необходимо ввести механизм экономического стимулирования таких предприятий. То есть оказывать помощь.

При этом К. Крючков подчеркивает, что законодательство на этот счет очень противоречиво и его использование приводит к парадоксальным ситуациям. В нем не даны четкие понятия и определения об «опасных отходах», о «хранении отходов», о «захоронении отходов» и так далее. Более того, отходы 5 класса (практически неопасные) и отходы 4 класса (мало опасные) отнесены почему-то к категории «опасные отходы». В результате этого к любому юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, при деятельности которых образуются отходы, в том числе неопасные, могут быть предъявлены контролирующими органами самые жесткие требования. Прежде всего, это касается разрешительной и иной документации. Перечень такой документации довольно внушителен - более 20 документов. Их подготовка требует серьезных финансовых затрат и времени. А самое главное, пишет Крючков, в процесс лицензирования автоматически вовлекаются практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая бюджетные учреждения социальной сферы.

Как видим, власти как раз обеспокоены тем, что в этом вопросе нет порядка. Что законодательство надо срочно менять. А некоторые, похоже, наоборот торопятся его применять, использовать.

Нет, я вовсе не собираюсь вставать горой за «Лангуст», доказывать, что он - несправедливая жертва. В данном случае важно не это. Дело в том, что действует система, которая очень опасна. Об этом как раз говорит и Крючков. Бездумное, автоматическое использование некоторых наших законов может привести к самым негативным последствиям. Надо полагать, все это хорошо знает и прокуратура. Не могут ее сотрудники не знать и о том, что отходы сегодня - одна из угроз экологической безопасности страны. Да и Краснотурьинска - тоже!

Все так. Однако, скажет читатель, и прокурорских работников можно понять. Они обязаны следить за использованием законов, пусть и несовершенных. Куда им деваться?

Тем временем Тинигин, чтобы не остаться без сырья, начал создавать сеть заготовителей в других городах. Всё это, конечно, требует дополнительных затрат, но что делать? Чтобы их снизить, сразу устанавливает на приёмных пунктах дробильные аппараты. Измельчив ПЭТ-бутылку в крошку, перевозить сырьё гораздо выгоднее. Получается экономия. Правда, некоторые поставщики везут бутылку в сплющенном виде, в больших спрессованных тюках. Тоже неплохо. Тинигин рад любому сырью. Лишь бы было. Лишь бы производство не останавливать. Ведь в цехах «Лангуста» трудится более 80 человек.

На осмотр цехов предприятия, а они изрядно разбросаны по всему городу, мы потратили с Тинигиным почти целый день. Начали с основного производства - с цеха переработки пластиковой бутылки.

Расположен он на самом краю города, на территории бывших складов. В одном из них и разместился цех. Возле входа высятся целые горы сырья - тюки сплющенной ПЭТ-бутылки. Оказалось, привезены аж из Новосибирска! Заходим внутрь. Одновременная работа десятков станков создаёт необычный шум: от громкого шипения до монотонного гула.

Выяснилось, шипит и фырчит агрегат, в котором происходит плавка раздробленных в хлопья пластиковых бутылок.

- Технология такова, - рассказывает Сергей. - Если сырьё поступает в виде бутылок, то сперва подвергается мойке. Делать это просто необходимо, поскольку большая часть тары идёт со свалок. Она сильно загрязнена. А необходимо не только смыть грязь, но и бумажные наклейки, этикетки. После этого бутылки дробят в крошку. Затем масса поступает в экструдер, где при температуре 200 градусов плавится.

Этот экструдер, а по сути своеобразная печь, оказался совсем небольшой установкой. Сверху - бункер, снизу - металлический куб. Если б не пыхал он жаром, то, пожалуй, не сразу бы и догадался, что в нем происходит. В цехе весь процесс практически скрыт от глаз. Вся переработка осуществляется внутри механизмов. И в этом как раз большой плюс. Это говорит о качестве оборудования, которое, кстати, в основном импортное.

- Из экструдера, - продолжает Сергей, - масса выходит уже в виде тонкой плёнки. Эту плёнку затем кроят на узкие полоски, после чего делают из них такие же узкие, похожие на паутину, полоски сеток. Эти сеточки и есть сырьё для производства всех видов шпагата, а затем и канатов, которые мы производим.

Гляжу на разноцветную и красивую готовую продукцию и на ум невольно приходит известная ахматовская строка: «Когда б вы знали, из какого сора...».

В самом деле, даже не верится, сколько замечательных и нужных вещей можно изготавливать из обыкновенного мусора, которым завалены все наши населённые пункты!

В настоящее время «Лангуст» выпускает около десяти видов продукции: нитки, верёвки, шнуры, канаты, шпагат.

Шпагат, в основном, сеноупаковочный, используемый при заготовке рулонного сена. За этот год его получено более тысячи тонн.
В других цехах «Лангуст» перерабатывает полиэтилен и несколько других видов пластика. Ежегодно производит из них 300 тонн плоских профильных листов различной расцветки. Недавно в Краснотурьинске из них было отделано несколько фасадов зданий, в частности, одного из детских садов и музыкальной школы, украшающей самый центр города.

По словам Тинигина, прежде чем взяться за столь необычный бизнес, он внимательно изучил мировой опыт. Пришёл к выводу, что дело это перспективное, поскольку ни один город не может обойтись без утилизации и переработки отходов. Более того, во всём мире предприятия экологической направленности имеют серьёзную государственную поддержку. Стало быть, есть шанс, что с развитием рынка подобная практика будет внедрена и в России.

Тинигин съездил в Германию, Италию. Посмотрел, как там поставлено дело.

- Это были плодотворные поездки, - вспоминает он. - Увиденное и удивило, и вдохновило. Понял, в этих странах проблемы отходов решаются самым разумным и эффективным образом. У нас считается, что проще и дешевле бытовой мусор выбрасывать в контейнеры, а затем вывозить на свалки, где, по возможности, его рассортируют либо бомжи, либо работники свалки. На Западе - не так. Сортировка начинается самими жильцами на собственных кухнях. Они сразу собирают мусор в различные пакеты. Стеклянная тара - в один, пластиковая - в другой, пищевые отходы - в третий. Это - закон, обязанность каждого. Игнорировать это правило ни у кого даже не возникает желания. Во-первых, за это тебя могут наказать правоохранительные органы, а во-вторых, поступать иначе невыгодно. За отходы, которые у людей время от времени забирает специальная машина, платят. Пусть немного, но это всё равно стимул.

Тинигин считает, что пока такая система не будет внедрена у нас, проблему мусора не решить. Собственно, примерно это он и начинал делать, когда решил организовать приём у населения пластиковых бутылок. Этот опыт мог стать первым шагом для внедрения всей системы. Но...

- В Германии, - рассказывает Сергей, - я интересовался, нужна ли перерабатывающему предприятию лицензия на право сбора отходов. Оказалось, такой лицензии не требуется. На саму переработку - нужна, а на сбор - нет. Наоборот, местные власти всячески помогают такому бизнесу. Однако следят, чтобы лишние предприятия не строились. Если в городе есть мусороперерабатывающий или мусоросжигательный завод, то другой рядом построить никто не позволит. А у нас - пожалуйста! Скажут, нужна конкуренция...

В самом деле, в правовом отношении бизнес в России практически не защищён. И, тем не менее, Тинигин продолжает вкладывать в своё предприятие немалые средства. За 10 лет инвестиции в «Лангуст» составили 85 миллионов рублей. Это почти столько же, сколько министерство природных ресурсов Свердловской области вложило бюджетных средств в строительство мусорного завода в Первоуральске.

Одно грустно. Уникальное предприятие работает на привозном сырье. Хорошо хоть не на импортном!..

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Федор Черепанов, главный специалист отдела госконтроля в сфере охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Свердловской области:

«Вся беда - в законодательстве. Оно трудно выполнимо. Главное - необходимо разработать четкую нормативную базу в этой сфере, а также механизмы государственной поддержки, гарантий и льгот. Другой вопрос - оформление лицензий. Это тоже проблема из проблем. Даже сейчас, когда нет ажиотажа, оформить ее непросто. Для этого необходимо пройти десятки различных согласований, экспертиз, заплатить немалые деньги. Разумеется, найти средства может тоже не каждый. Но даже тогда, когда за все заплачено, люди все равно месяцами ходят, обивают пороги. Процедура оформления лицензий чересчур громоздка. На наш взгляд, многие предприниматели в связи с этим справедливо жалуются на бюрократическую волокиту некоторых ведомств.

Что касается «Лангуста», то прокуратура в отношении него действовала по закону, а, стало быть, винить ее сложно. Однако, если она также начнет действовать по отношению ко всем предприятиям подряд, то люди подумают, что на предпринимателей начались массовые гонения. Потому что, повторяю, большинство из них сегодня не имеют таких лицензий. И получить их в считанные месяцы нереально. Мне кажется, прокуратура должна учитывать несовершенство законов и реалии времени».

 

Анатолий ГУЩИН

 

http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=2-1.sat&dt=26.12.2007